Пресс-подход после главной пленарной сессии «Будущее сегодня: новые возможности индустрии» Тюменский нефтегазовый форум, 23 сентября 2020 года. Во второй день работы Форума после Главной пленарной сессии «Будущее сегодня: новые возможности индустрии» про

Пресс-подход после главной пленарной сессии «Будущее сегодня: новые возможности индустрии»

Во второй день работы Форума после Главной пленарной сессии «Будущее сегодня: новые возможности индустрии» прошел пресс-подход. В пресс-подходе приняли участие заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин, председатель правления ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков, председатель правления ПАО «СИБУР Холдинг» Дмитрий Конов, первый вице-президент ПАО «ЛУКОЙЛ» Азат Шамсуаров, губернатор Тюменской области Александр Моор.

Губернатор Тюменской области Александр Моор.

Расскажите о том, какая работа ведется в регионе по внедрению новых технологий в нефтегазовом комплексе, в том числе для исследования новых месторождений? Какую роль в этой деятельности играют тюменские предприятия?

Несколько цифр в самом начале. Для нас важен в этой работе, помимо дискуссий о перспективах, исключительно практический результат. Каждый год мы подводим итоги по количеству заказов, которые нефтегазовые компании размещают на предприятиях Тюменской области. В 2017 году объем таких заказов составлял 65 млрд рублей, по итогам 2019 года – больше 102 млрд рублей. Что касается того, как мы с крупнейшими заказчиками занимаемся наукой: во-первых, Технопарк, в здании которого проходит ТНФ-2020, работает уже давно и является домом, откуда выходят старт-апы, во-вторых, Межрегиональный Западносибирский научно-образовательный, который мы создали вместе с нашими коллегами из Югры и Ямала. Конечно, нужно сказать о проекте нефтепромышленного кластера, который мы сконструируем совместно с «Газпром нефтью», это будет эффективнее, чем решать задачи такого масштаба внутри компании, лучше привлекать экспертов и кооперироваться с лидерами и максимально эффективно находить решения тех вызовов, которые перед компании стоят. Опыт создания нефтепромышленного кластера в нефтяной сфере мы попробуем переложить и на газовую, переговоры с компанией «НОВАТЭК» по этому поводу ведутся. Сейчас важно перейти от ожиданий к грамотному управлению этого процесса для того, чтобы каждый участник кластера получил эффект, и чтобы этот эффект был бы существенней, чем тот, который он смог бы получить в одиночку.

Председатель правления ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков.

Как развивается сотрудничество компании с Тюменской областью? Каков текущий статус проекта «Геосфера»?

Наше сотрудничество успешно развивается. Тюмень – очень важный для регион не только для нашей компании, но и в целом для нефтяной отрасли. Для «Газпром нефти» Тюмень – это в первую очередь научный и административный центр. У нас в Тюмени работает более 4 000 сотрудников, отсюда мы управляем реализацией многих проектов по всей стране.

Если говорить о развитии сотрудничества с регионом, то губернатор Тюменской области уже упомянул Нефтепромышленный технологический кластер. Это очень своевременный проект. Технологических вызовов и задач, стоящих перед нефтяной отраслью, огромное количество. Такое количество задач предполагает создание мощной экосистемы и привлечение в неё и самих нефтяных компаний, и представителей смежных отраслей, а также вузов, малого и среднего бизнеса, стартапов. Я не сомневаюсь, что этот проект будет успешен.

Кроме того, хочу напомнить, что в конце прошлого года мы запустили в Тюмени интегрированный центр разработки месторождений, где цифровые решения позволяют из одной точки управлять всеми этапами разработки месторождений в добывающих регионах. Мы также развиваем сотрудничество с промышленными предприятиями, нефтесервисными компаниями Тюмени. Более 300 компаний региона сегодня являются подрядчиками и поставщиками оборудования для «Газпром нефти». Объемы поставок составляют десятки млрд рублей.

Конечно, ещё один из важных проектов – это строительство центра исследования пластовых систем «Геосфера». Соглашение о его строительстве мы подписали с регионом в 2018 году. Это уникальный для России проект как по объему хранения керна, так и по объему лабораторных исследований, которые мы сможем проводить в нем ежегодно. Вы знаете, что геологические условия, качество запасов постоянно ухудшаются. Наличие современных лабораторий, современных цифровых продуктов позволяет нам для каждой пластовой системы очень точно подбирать правильные технологии для конкретных месторождений и добывать нефть более эффективно. При этом нам бы хотелось, чтобы тот объект, который мы строим, был интересен еще и с точки зрения архитектуры и дизайна. Проект в стадии реализации, сейчас мы заканчиваем проектирование, а в 2022 году центр будет введен в эксплуатацию.

Заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин.

Как "мобильные" решения помогают в работе с месторождениями с высокой геологической неопределенностью? Какие уже внедрены?

На этот вопрос надо смотреть шире. "Мобильные" решения не работают сами по себе. Такие решения работают только в комплексе при наличии технологической базы и наработок в этом направлении. В рамках программы «Цифровой нефтегаз», которой мы сейчас активно занимаемся, выработан ряд инициатив по разработке российских решений, для создания условий. К сожалению, сейчас российские решения в сфере цифровизации в нефтянке находятся на начальном этапе пути, необходимо провести большую работу. В части геологии и в части повышения нефтеотдачи за счет цифровых решений существует очень большой потенциал. Говоря о конкретных примерах, в компании «Газпром нефть» существует программа «Когнитивный геолог», где есть первые результаты, которые показывают насколько программа эффективна: за счет анализа исторических данных можно вскрывать дополнительные пласты, которые существуют вокруг ствола скважины. Тем самым снижая себестоимость и увеличивая нефтеотдачу до 30%. Представьте, что если вы будете увеличивать на истощенных месторождениях отдачу на 20-30%, то какой будет колоссальный прирост ресурсной базы и коэффициента извлечения нефти. В рамках рабочей группы «Цифровой нефтегаз» мы идентифицировали ряд проблемных моментов в этом вопросе: это и стандарты промышленных данных, которые у нас сейчас никак не регулируются, это и вопрос с хранилищами данных и доступа к ним всех компаний, это и вопрос сбора геологических данных.

Первый вице-президент ПАО «ЛУКОЙЛ» Азат Шамсуаров.

Насколько сегодня ПАО «ЛУКОЙЛ» отвечает современным требованиям в плане цифровизации, сохранности экологии? Ведутся ли разработки по направлению возобновляемых источников энергии?

Все инициативы по цифровизации компании были утверждены еще более 3 лет назад. Сегодня идут осознанные наработки цифровых инструментов, применяемых не только в нефтегазодобыче, нефтепереработке, нефтегазохимии, но и в сбыте. Что касается нефтегазодобычи, мы уже внедрили 10 центров интегрированных операций – это достаточно сложно построенная модель управления операционной деятельностью компании. Мы их реализовали и на площадках в Западной Сибири, и в Пермском крае, на Урале и Поволжье. Это дает очевидные экономические эффекты. В составе рабочих групп с нашими коллегами мы разрабатываем и российские платформы для последующей реализации на наших месторождениях. Что касается экологических вопросов, хочу отметить, что экологическая проблема – это не проблема сегодняшнего дня, она начала формироваться с начала создания нефтегазовой индустрии. Есть тезис, который прижился в нашей компании «Лучший нефтяник тот, который не видел нефть». Нефть – это продукт, который всегда должен находиться в закрытой системе. Были приняты программные решения на уровне компании вслед за регуляторами, за соответствующими постановлениями по утилизации попутного нефтяного газа. Мы дошли до показателя в 97,6%.

Председатель правления ПАО «СИБУР Холдинг» Дмитрий Конов.

Как и какие новые технологии в ПАО «СИБУР Холдинг» позволят компании соответствовать ужесточающимся экологическим правилам по их добыче?

Мы уже сейчас видим, что со стороны наших клиентов, потребителей синтетических материалов, есть большой запрос на экологический компонент в нефтегазохимической продукции. Я убежден, что через какое-то количество лет, когда вы будете идти в магазин, там будет указываться не только цена изделия и его состав, но и экологический след. Как производители широкого спектра продукции, в том числе, например, пищевой упаковки, мы видим растущий запрос на увеличение предложения полимеров и расширение их свойств. Потому что накопленный экологический след от них меньше, чем у большинства других продуктов, которые могут быть альтернативой.

С другой стороны, мы видим запрос, на увеличение потенциала перерабатываемости полимерной продукции. Я верю, что через несколько лет любой полимерный продукт, который будет поступать клиентам, будет иметь какой-то процент содержания вторичного и биокомпонентов в нем. «СИБУР» уже физически реализует проект подобного плана в Башкортостане. И в целом значительно инвестирует в технологии переработки полимеров для вовлечения их обратно в технологический процесс.