Социально-экономическое развитие горного региона России: проблемы и перспективы
В.О. Ооржак1 , Ч.Г. Донгак2, Ч.С. Манчык-Сат2, А.К. Монгуш2, Р.М. Севек2
1 Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения Российской академии наук, г. Кызыл, Российская Федерация
2 Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Российская Федерация
Горная Промышленность №6 / 2023 стр. 116-121
Резюме: В работе приведены результаты исследования главных проблем и поиска возможностей обеспечения динамичного социально-экономического развития горного, восточно-приграничного, депрессивного субъекта России – Республики Тыва. На основе анализа и синтеза показателей различных периодов развития региона показаны неравномерность (неустойчивость) её динамики. Выявлены основные причины отставания и факторы развития. Подчёркнута необходимость проведения более углубленного исследования особенностей данного региона и учета этих отличий при разработке регуляторных мер государства относительно подобных территорий страны. Внесены предложения по формированию преференциальных режимов на территории данного горного, проблемного субъекта страны в пилотном варианте: 1 – для достижения уровня среднедушевых денежных доходов жителей в сумме 40 тыс. руб. (среднероссийский уровень) необходимо увеличить ВРП в регионе как минимум до 110–150 млрд руб., 2 – для обеспечения роста среднедушевых денежных доходов жителей региона до 800 долл. в месяц (среднеевропейский уровень) необходимо увеличить валовой региональный продукт до 350,0 млрд руб. Такие показатели могут обеспечить динамичное социально-экономическое развитие Республики Тыва.
Ключевые слова: горный регион, валовой региональный продукт, Республика Тыва, социально-экономическое развитие, создание преференциальных режимов, индустриализация экономики, проблемный приграничный регион
Для цитирования: Ооржак В.О., Донгак Ч.Г., Манчык-Сат Ч.С., Монгуш А.К., Севек Р.М. Социально-экономическое развитие горного региона России: проблемы и перспективы. Горная промышленность. 2023;(6):116–121. https://doi.org/10.30686/1609-9192-2023-6-116-121
Информация о статье
Поступила в редакцию: 19.09.2023
Поступила после рецензирования: 24.10.2023
Принята к публикации: 01.11.2023
Информация об авторах
Ооржак Валерий Окпан-оолович – кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории региональной экономики, Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения Российской академии наук, Республика Тыва, г. Кызыл, Российская Федерация; https://orcid.org/0000-0003-2985-0722; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Донгак Чейнеш Геннадьевна – кандидат экономических наук, доцент, Тувинский государственный университет, Республика Тыва, г. Кызыл, Российская Федерация; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Манчык-Сат Чодураа Сергеевна – кандидат экономических наук, доцент, Тувинский государственный университет, Республика Тыва, г. Кызыл, Российская Федерация; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Монгуш Аржаана Кырган-ооловна – преподаватель, Тувинский государственный университет, Республика Тыва, г. Кызыл, Российская Федерация; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Севек Руслана Монгушовна – кандидат экономических наук, доцент, Тувинский государственный университет, Республика Тыва, г. Кызыл, Российская Федерация; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Введение
Актуальность проведения исследования проблем и поиска возможностей обеспечения динамичного социально-экономического развития восточно-сибирских приграничных регионов южной Сибири возрастает наряду с происходящими геополитическими изменениями в мире, переориентацией экономической политики России на восток и в связи с тем, что здесь находятся наиболее депрессивные проблемные восточные пространства Сибирского федерального округа, такие как Республика Тыва, которые системно остаются в числе аутсайдеров (рис. 1, 2). Такое положение в регионе наблюдается в течение почти трёх последних десятилетий, что негативно влияет на стабильность в субъекте, являясь иногда причиной нежелательных явлений, в том числе миграции (оттока) высококвалифицированных специалистов в другие регионы и страны.
В связи с этим важнейшей целью данного исследования являются раскрытие основных причин недостаточного развития и выработка предложений по преодолению проблем системного отставания, привлечения инвестиций в производственные отрасли для обеспечения устойчивого динамичного социально-экономического развития проблемных территорий страны, таких как Республики Тыва. А основной задачей создания таких условий должно стать целенаправленное улучшение структуры экономики, её эффективности для повышения уровня жизни, в частности, таких её основных показателей, как величина среднедушевого денежнего дохода жителей региона1. Научной новизной данной работы является обоснование необходимости индивидуального подхода при разработке косвенных мер регулирования экономики субъектов страны с учетом их особенностей.
В современных условиях представленная тема является важной в связи с поиском новейших методов обеспечения более результативного освоения существующих ресурсов и возможностей исследуемого субъекта в целях выполнения задач «Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года»2, «Индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Тыва на 2020–2024 годы», утверждённой Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2020 г. №972-р3.
Краткий обзор литературы
Проблемам социально-экономического развития горных приграничных регионов страны, поиску возможных направлений развития их экономики, оценке эффективности и влияния мер регулирования экономики государством посвящено большое количество научных работ (см., например [1–4], и др.). Осуществлялся поиск путей ухода от малоэффективной структуры территориальных экономических систем и в зарубежной науке. В частности, ещё во второй половине ХХ в. Дж.К. Гэлбрейт, Д. Белл и другие учёные в своих трудах связывали изменения в строении экономик с развитием техноструктур, повышением уровня потребления, приводящим к разбалансированию сложившихся элементов, «составляющих структуру общества» [5–6]. В работах [7–8] показано, что отсутствие необходимой инфраструктуры, тяжёлые природно-климатические, низкие стартовые условия экономики являются основными проблемами развития региона, которые влекут за собой и низкий уровень её модернизационных возможностей. Положительными факторами для динамичного экономического развития региона являются её богатейшие природные ресурсы и имеющийся человеческий потенциал.
Периоды социально-экономического развития Республики Тыва
Республика Тыва – один из самых молодых, слаборазвитых, но перспективных субъектов Российской Федерации, вошедший в состав СССР в 1944 г., находится в самом центре азиатского материка. Входит в состав Сибирского федерального округа и Ангаро-Енисейского макрорегиона, граничит с Монголией. Расстояние от границы субъекта до границы Китая (КНР) около 900 км, а от г. Кызыла (столицы Республики Тыва) до г. Урумчи` (городской округ в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР), место пребывания правительства автономного района – 1015 км4. Некоторые учёные и политики полагают, что даже в советский период Тыва объективно не успела приобрести наиболее нужные меры для самодостаточного социально-экономического развития, приобретенные другими субъектами страны5.
Однако настоящее исследование показывает, что наиболее эффективное развитие региона осуществлялось как раз в советский период, с 1944 по 1990 г. За данный относительно малый в историческом плане период времени объём выпущенной индустриальной продукции региона (в действующих ценах) возрос почти в 88 раз (табл. 1). А население возросло более чем в три раза. Из скотоводческо-аграрной республика превратилась в аграрно-индустриальную6.
Стержневым условием такого успешного социальноэкономического развития явилась протекционистская национальная политика СССР, выражавшаяся в предоставлении обусловленных преференций слаборазвитым приграничным, таким как Республика Тыва, субъектам страны. В том числе такие меры, как установление доплаты к зарплате в виде районных и северных коэффициентов, способствовали притоку высокопрофессиональных кадров, а направление государственных капитальных вложений в развитие реальных секторов экономики и успешное решение многочисленных социальных проблем – достижению динамичного социально-экономического развития, стабильности и межнационального согласия.
В период экономических реформ, с 1990 по 2000 г., развитие республики замедлилось, в ряде отраслей наблюдалась стагнация. В результате чего к 1999 г. производство промышленной продукции снизилось до 36% по сравнению с 1990 г., а ввод в эксплуатацию основных средств до 12%. Резко возросло число безработных, отток населения в центральные регионы страны, в том числе и высококвалифицированных кадров…
Наши исследования показали, что одной из основных причин резкого спада объёмов промышленной продукции наряду с отсутствием необходимой инфраструктуры, тяжёлыми природно-климатическими, низкими стартовыми условиями являются негативные влияния непродуманных экономических законов, в том числе налоговая политика, в начальные периоды экономических реформ приведшая фактически не только к развалу промышленности, но и стагнации других отраслей производственной сферы региона. В особенности принятие таких регуляторных мер государства, как федеральный закон «О налоге на добавленную стоимость» (далее – закон НДС), разработанный в конце 1991 г. и спешно внедренный в действие с 1 января 1992 г. В соответствии с запущенным законом в его начальном (первозданном) виде производственные предприятия должны были автоматически увеличить стоимость выпускаемой продукции сразу на 28% (т.е. на величину НДС).
А стоимость выпускаемой на территории Тувы продукции (себестоимость) и без этой нагрузки всегда выходила большей, чем аналоги той же продукции, выпускаемые в других (центральных) регионах страны, в связи с особо сложными условиями для производственной деятельности (особенностями) природно-географического, инфраструктурного характера и другими ограничениями. Поэтому дополнительные ограничения (в виде НДС и т.п.) вкупе с действовавшими ранее естественными и искусственными трудностями оказали значительно более негативное влияние на промышленные предприятия труднодоступного региона, чем на предприятия в других регионах, и явились одними из основных причин снижения конкурентоспособности (покупательской способности) выпускаемой ими продукции. Промышленные предприятия субъекта внезапно оказывались в числе должников и закрывались.
В последующие периоды развития субъекта с целью преодоления создавшихся таким образом проблем в отраслях реального сектора экономики и создания благоприятных условий для привлечения инвестиций и инноваций в республику, разрабатывались и принимались различные меры, стратегии и программы, в том числе отраслевые.
В частности, в 1996–1997 гг. республиканскими органами власти с участием научных учреждений региона была сформирована первая концепция развития промышленности региона в новых экономических условиях [8]. В ней предусматривалось развитие реальных секторов отраслей экономики, создание обрабатывающих производств, предприятий переработки местного сырья (шерсти, шкур и т.д.), продукции сельского хозяйства с применением инноваций и добычи малотоннажных полезных ископаемых (золота, серебра, меди и т.д.). Принятие такой стратегии было связано с отсутствием необходимой транспортной, энергетической инфраструктуры и с наличием других проблем, препятствующих созданию крупных промышленных комплексов, а также с целью сохранения экологии региона.
В ходе реализации принятых концепции и программ была восстановлена производственная деятельность основных предприятий местной промышленности, в том числе кожевенно-пимокатного, кирпичного, машиностроительного и других заводов, мясокомбинатов, экспериментального предприятия народных художественных промыслов и сувениров и других. Были построены новые инновационные производства; овчинно-шубная, швейно-трикотажная фабрики, прядильное производство, ковроткацкая фабрика и другие. Начиналось производство новых высококачественных товаров народного потребления, в том числе и в обрабатывающей промышленности7. Было создано более трех тысяч новых рабочих мест. Под инновациями (ноу-хау) и инвестициями в то время понималось и культивировалось принятие и внедрение чего-то нового, передового и желательно импортного. Поэтому и новые предприятия в основном проектировались, строились под иностранное технологическое оборудование, которое и покупалось на иностранные кредиты. В частности, ковроткацкое и прядильное производства были построены с применением инновационного германского технологического оборудования, по кредитной линии «Гермес».
Можно было бы сделать вывод – концепция и программы были сформированы правильно, своевременно – и заключить, что свою миссию они выполнили. Однако выяснилось, что многие предприятия оказались в большой зависимости от иностранных заводов-изготовителей и поставщиков комплектующих и запчастей, стоимость которых дорожала с каждым днём или прекращала поставляться. В связи с чем перед промышленными предприятиями возникали ещё и новые непреодолимые проблемы, которые усугубляли и без того неимоверно большие налоги, сборы и отчисления в многочисленные государственные и негосударственные фонды. Конечно, такая ситуация была характерна и для других приграничных территорий страны. Но для Тувы все усугублялось ещё и из-за инфраструктурных (транспортной изолированности, энергодефицита) и других проблем. Вследствие чего произошли очередное прекращение производственной деятельности, банкротство и распродажа оставшихся основных фондов многих предприятий из реальных секторов экономики региона. И произошел резкий рост безработицы, социальной напряженности, снижение уровня жизни населения...
Данные факты и анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий свидетельствуют о том, что одной из основных причин развала новых, даже инновационных промышленных предприятий того периода оказалось опять же несовершенство регуляторного и фискального, особенно налогового законодательства, относительно производственных предприятий, созданных и работающих на территории проблемного приграничного региона. Эти же обстоятельства и условия явились также одной из основных причин недостижения некоторых намеченных показателей «Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года»8, таких как рост объемов ВРП, повышение уровня жизни населения до среднероссийского, в том числе и таких жизненно важных, как среднедушевые денежные доходы в месяц и др. И в настоящее время возникают проблемы при реализации «Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года» (см. табл. 1). На взгляд авторов, в том числе и из-за отсутствия необходимых законодательно-правовых условий, благоприятствующих (компенсирующих особо тяжёлые условия для производственной деятельности) интенсивному развитию промышленности депрессивного приграничного региона, для которого имеются определённые предпосылки и ресурсы.
На основании вышеизложенного, проведённых научных исследований и расчётов можно сделать выводы о том, что в современных условиях для Республики Тыва создание преференциальных режимов для индустриализации её экономики (внесение изменений в регуляторные законы, в качестве пилотного проекта) является необходимым и наиболее приемлемым механизмом обеспечения достижения основных целей (показателей) социально-экономического развития данного горного, проблемного, приграничного региона.
Создание преференциальных режимов для Республики Тыва – соответствие ресурсов и целей
Главной целью создания преференциальных условий для индустриализации экономики Республики Тыва должно стать повышение уровня жизни населения за счет развития реальных (производственных) секторов экономики, создания новых рабочих мест и увеличения поступлений доходов в бюджеты всех уровней. Они должны быть выражены в конкретно измеримых показателях, сроках и подтверждены ресурсами.
В связи с чем предлагается рассмотреть возможность (варианты) обеспечения роста показателей, характеризующих уровень жизни населения, в наиболее реальных, и в то же время в максимально возможных величинах и сроках. В частности, в качестве минимума достичь уровня среднедушевого денежного дохода в сумме 25–30 тыс. руб. в месяц (средний показатель СФО), за первые 5 лет (1-й этап). В качестве минимума 2-го этапа (ближайшие 5–10 лет) – среднедушевой уровень страны: 30–40 тыс. руб. в месяц. А как наибольшую величину наметить 60 тыс. руб. (800 долл.) в месяц (среднеевропейский уровень) на 3-й этап (10–15 лет).
Примерно на такие конкретно измеримые показатели и сроки должны быть направлены задачи формирования преференциальных условий – законодательно-нормативных основ обеспечения разработки и успешной реализации программ и стратегий развития, составления мероприятий, и рассчитаны основные ожидаемые положительные эффекты от результатов их осуществления. Например, мы полагаем, что если при ВРП 52221,3 млн руб. среднедушевые денежные доходы жителей в месяц составили 14048 руб., то исходя из этих устоявшихся соотношений между величинами ВРП и среднедушевых денежных доходов населения региона можно рассчитать следующие требуемые объёмы ВРП:
– для того чтобы достичь уровня среднедушевых денежных доходов жителей в сумме 40 тыс. руб. (среднероссийский уровень), необходимо увеличить ВРП в регионе как минимум до 110–150 млрд руб.;
– а для обеспечения роста среднедушевых денежных доходов жителей региона до 800 долл. в месяц (среднеевропейский уровень) необходимо увеличить валовой региональный продукт до 350,0 млрд руб.
Существуют ли в данном субъекте России такие возможности и ресурсы?
Данные, полученные в результате изучения имеющихся научных трудов учёных, разработок научных учреждений, рассмотрения периодов развития Республики Тыва, результатов практической работы предприятий и отраслей промышленности, а также результаты данного исследования показывают, что такие ресурсы и возможности в данном регионе имеются. Совокупная ценность природных и минеральных ресурсов, находящихся на территории региона, превышает 90 трлн долл. США, а разведанных запасов минерального сырья в залежах разнообразных полезных ископаемых (предлагаемых к освоению) – 4 трлн долл. США [8].
И начиная с 2008 г. наблюдается рост частных инвестиций в создание крупных промышленных предприятий по освоению богатейших месторождений природных и минеральных ресурсов. Так, за 2008–2019 гг. компаниями инвестировано более 49 млрд руб. в экономику региона. За последние три года в 1,8 раза увеличились фактические поступления налогов в бюджеты от крупных инвестиционных промышленных предприятий, функционирующих в Туве.
Заключение
На основании проведённого исследования можно сделать следующие выводы и предложения: – одной из основных причин резкого спада объёмов промышленной продукции в Республике Тыва, наряду с отсутствием необходимой инфраструктуры, тяжёлыми природно-климатическими, низкими стартовыми условиями, является негативное влияние непродуманных экономических законов, в том числе, и особенно, налоговых (регуляторных мер государства) в начальные периоды экономических реформ, приведших к деиндустриализации экономики региона;
– перспективы динамичного социально-экономического развития проблемного горного субъекта России – Республики Тыва, в том числе возможности существенного повышения объёмов ВРП, уровня жизни населения, в значительной мере зависят от создания преференциальных законодательно-правовых условий для индустриализации её экономики, для которой имеются определенные предпосылки, ресурсы, потенциал и востребованность.
Список литературы
1. Балакина Г.Ф., Анайбан З.В. Социально-экономические процессы в Республике Тыва в 2015–2021 гг. Природные ресурсы, среда и общество. 2022;(3):31–41. https://doi.org/10.24412/2658-4441-2022-3-31-41
2. Бодрунов С.Д. Задачи и перспективы перехода России на новую стадию индустриального развития. В кн.: Урал – драйвер неоиндустриального и инновационного развития России: материалы 1-го Уральского экономического форума, г. Екатеринбург, 24–25 окт. 2019 г. Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет; 2019. Т. 1. С. 3–16.
3. Велкова В.А. Региональное развитие и управление комплексным социально-экономическим развитием дотационного региона. Вестник Чувашского университета. 2009;(4):381–387. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/kycyjf
4. Веселова Э.Ш. Что делает Татарстан успешным регионом. ЭКО. 2015;(1):5–25. Режим доступа: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/917/540
5. Galbraith J.K. Economics and the Public Purpose. Boston: Houghton Mifflin; 1973. 334 p.
6. Bell D. The coming of post-industrial society: A venture of social forecasting. New York: Basic Books; 1973. 507 p.
7. Балакина Г.Ф. Проблемы реиндустриализации в Республике Тыва. Экономика. Профессия. Бизнес. 2018;(3):24–28. https://doi.org/10.14258/201835
8. Лебедев В.И., Ооржак Э.Х. (ред.). О концепции промышленного развития Республики Тыва: Материалы Респ. расширенного науч.-практ. совещ. Кызыл: ЦКП ТувИКОПР; 1997. 87 с.