Социально-экономическое развитие горного региона России: проблемы и перспективы

DOI: https://doi.org/10.30686/1609-9192-2023-6-116-121

Читать на русскоя языкеВ.О. Ооржак1 , Ч.Г. Донгак2, Ч.С. Манчык-Сат2, А.К. Монгуш2, Р.М. Севек2
1 Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения Российской академии наук, г. Кызыл, Российская Федерация
2 Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Российская Федерация

Горная Промышленность №6 / 2023 стр. 116-121

Резюме: В работе приведены результаты исследования главных проблем и поиска возможностей обеспечения динамичного социально-экономического развития горного, восточно-приграничного, депрессивного субъекта России – Республики Тыва. На основе анализа и синтеза показателей различных периодов развития региона показаны неравномерность (неустойчивость) её динамики. Выявлены основные причины отставания и факторы развития. Подчёркнута необходимость проведения более углубленного исследования особенностей данного региона и учета этих отличий при разработке регуляторных мер государства относительно подобных территорий страны. Внесены предложения по формированию преференциальных режимов на территории данного горного, проблемного субъекта страны в пилотном варианте: 1 – для достижения уровня среднедушевых денежных доходов жителей в сумме 40 тыс. руб. (среднероссийский уровень) необходимо увеличить ВРП в регионе как минимум до 110–150 млрд руб., 2 – для обеспечения роста среднедушевых денежных доходов жителей региона до 800 долл. в месяц (среднеевропейский уровень) необходимо увеличить валовой региональный продукт до 350,0 млрд руб. Такие показатели могут обеспечить динамичное социально-экономическое развитие Республики Тыва.

Ключевые слова: горный регион, валовой региональный продукт, Республика Тыва, социально-экономическое развитие, создание преференциальных режимов, индустриализация экономики, проблемный приграничный регион

Для цитирования: Ооржак В.О., Донгак Ч.Г., Манчык-Сат Ч.С., Монгуш А.К., Севек Р.М. Социально-экономическое развитие горного региона России: проблемы и перспективы. Горная промышленность. 2023;(6):116–121. https://doi.org/10.30686/1609-9192-2023-6-116-121


Информация о статье

Поступила в редакцию: 19.09.2023

Поступила после рецензирования: 24.10.2023

Принята к публикации: 01.11.2023


Информация об авторах

Ооржак Валерий Окпан-оолович – кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории региональной экономики, Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения Российской академии наук, Республика Тыва, г. Кызыл, Российская Федерация; https://orcid.org/0000-0003-2985-0722; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Донгак Чейнеш Геннадьевна – кандидат экономических наук, доцент, Тувинский государственный университет, Республика Тыва, г. Кызыл, Российская Федерация; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Манчык-Сат Чодураа Сергеевна – кандидат экономических наук, доцент, Тувинский государственный университет, Республика Тыва, г. Кызыл, Российская Федерация; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Монгуш Аржаана Кырган-ооловна – преподаватель, Тувинский государственный университет, Республика Тыва, г. Кызыл, Российская Федерация; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Севек Руслана Монгушовна – кандидат экономических наук, доцент, Тувинский государственный университет, Республика Тыва, г. Кызыл, Российская Федерация; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.


Введение

Актуальность проведения исследования проблем и поиска возможностей обеспечения динамичного социально-экономического развития восточно-сибирских приграничных регионов южной Сибири возрастает наряду с происходящими геополитическими изменениями в мире, переориентацией экономической политики России на восток и в связи с тем, что здесь находятся наиболее депрессивные проблемные восточные пространства Сибирского федерального округа, такие как Республика Тыва, которые системно остаются в числе аутсайдеров (рис. 1, 2). Такое положение в регионе наблюдается в течение почти трёх последних десятилетий, что негативно влияет на стабильность в субъекте, являясь иногда причиной нежелательных явлений, в том числе миграции (оттока) высококвалифицированных специалистов в другие регионы и страны.

Рис. 1 Динамика ВВП (ВРП) на душу населения, руб., за 1995–2020 гг. Составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики (Статический сборник «Регионы России» Социально- экономические показатели. 2021 г. Режим доступа: https://gks.ru/bgd/regl/ b21_14p/Main.htm) Fig. 1 Dynamics of GDP (GRP) per capita (in rubles), 1995-2020 Compiled by the author based on data from the Federal State Statistics Service (Regions of the Russian Federation Statistical Compilation; Social and Economic Indicators. 2021 (In Russ.) Available at: https://gks.ru/ bgd/regl/b21_14p/Main.htm)Рис. 1 Динамика ВВП (ВРП) на душу населения, руб., за 1995–2020 гг. Составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики (Статический сборник «Регионы России» Социально- экономические показатели. 2021 г. Режим доступа: https://gks.ru/bgd/regl/ b21_14p/Main.htm)

Fig. 1 Dynamics of GDP (GRP) per capita (in rubles), 1995-2020 Compiled by the author based on data from the Federal State Statistics Service (Regions of the Russian Federation Statistical Compilation; Social and Economic Indicators. 2021 (In Russ.) Available at: https://gks.ru/ bgd/regl/b21_14p/Main.htm)Рис. 2 Динамика среднедушевых денежных доходов населения в месяц, руб. Составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики (Статический сборник «Регионы России» Социально- экономические показатели. 2021 г. Режим доступа: https://gks.ru/bgd/regl/ b21_14p/Main.htm) Fig. 2 Dynamics of average per capita monetary income of the population per month, rubles Compiled by the author based on data from the Federal State Statistics Service (Regions of the Russian Federation Statistical Compilation; Social and Economic Indicators. 2021 (In Russ.) Available at: https://gks.ru/ bgd/regl/b21_14p/Main.htm)Рис. 2 Динамика среднедушевых денежных доходов населения в месяц, руб. Составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики (Статический сборник «Регионы России» Социально- экономические показатели. 2021 г. Режим доступа: https://gks.ru/bgd/regl/ b21_14p/Main.htm)

Fig. 2 Dynamics of average per capita monetary income of the population per month, rubles Compiled by the author based on data from the Federal State Statistics Service (Regions of the Russian Federation Statistical Compilation; Social and Economic Indicators. 2021 (In Russ.) Available at: https://gks.ru/ bgd/regl/b21_14p/Main.htm)

В связи с этим важнейшей целью данного исследования являются раскрытие основных причин недостаточного развития и выработка предложений по преодолению проблем системного отставания, привлечения инвестиций в производственные отрасли для обеспечения устойчивого динамичного социально-экономического развития проблемных территорий страны, таких как Республики Тыва. А основной задачей создания таких условий должно стать целенаправленное улучшение структуры экономики, её эффективности для повышения уровня жизни, в частности, таких её основных показателей, как величина среднедушевого денежнего дохода жителей региона1. Научной новизной данной работы является обоснование необходимости индивидуального подхода при разработке косвенных мер регулирования экономики субъектов страны с учетом их особенностей.

В современных условиях представленная тема является важной в связи с поиском новейших методов обеспечения более результативного освоения существующих ресурсов и возможностей исследуемого субъекта в целях выполнения задач «Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года»2, «Индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Тыва на 2020–2024 годы», утверждённой Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2020 г. №972-р3.

Таблица 1 Основные показатели развития промышленности в 1945–1990 гг.

Table 1 The main indicators of industrial development in 1945-1990Таблица 1 Основные показатели развития промышленности в 1945–1990 гг. Table 1 The main indicators of industrial development in 1945-1990

Краткий обзор литературы

Проблемам социально-экономического развития горных приграничных регионов страны, поиску возможных направлений развития их экономики, оценке эффективности и влияния мер регулирования экономики государством посвящено большое количество научных работ (см., например [1–4], и др.). Осуществлялся поиск путей ухода от малоэффективной структуры территориальных экономических систем и в зарубежной науке. В частности, ещё во второй половине ХХ в. Дж.К. Гэлбрейт, Д. Белл и другие учёные в своих трудах связывали изменения в строении экономик с развитием техноструктур, повышением уровня потребления, приводящим к разбалансированию сложившихся элементов, «составляющих структуру общества» [5–6]. В работах [7–8] показано, что отсутствие необходимой инфраструктуры, тяжёлые природно-климатические, низкие стартовые условия экономики являются основными проблемами развития региона, которые влекут за собой и низкий уровень её модернизационных возможностей. Положительными факторами для динамичного экономического развития региона являются её богатейшие природные ресурсы и имеющийся человеческий потенциал.

Периоды социально-экономического развития Республики Тыва

Республика Тыва – один из самых молодых, слаборазвитых, но перспективных субъектов Российской Федерации, вошедший в состав СССР в 1944 г., находится в самом центре азиатского материка. Входит в состав Сибирского федерального округа и Ангаро-Енисейского макрорегиона, граничит с Монголией. Расстояние от границы субъекта до границы Китая (КНР) около 900 км, а от г. Кызыла (столицы Республики Тыва) до г. Урумчи` (городской округ в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР), место пребывания правительства автономного района – 1015 км4. Некоторые учёные и политики полагают, что даже в советский период Тыва объективно не успела приобрести наиболее нужные меры для самодостаточного социально-экономического развития, приобретенные другими субъектами страны5.

Однако настоящее исследование показывает, что наиболее эффективное развитие региона осуществлялось как раз в советский период, с 1944 по 1990 г. За данный относительно малый в историческом плане период времени объём выпущенной индустриальной продукции региона (в действующих ценах) возрос почти в 88 раз (табл. 1). А население возросло более чем в три раза. Из скотоводческо-аграрной республика превратилась в аграрно-индустриальную6.

Стержневым условием такого успешного социальноэкономического развития явилась протекционистская национальная политика СССР, выражавшаяся в предоставлении обусловленных преференций слаборазвитым приграничным, таким как Республика Тыва, субъектам страны. В том числе такие меры, как установление доплаты к зарплате в виде районных и северных коэффициентов, способствовали притоку высокопрофессиональных кадров, а направление государственных капитальных вложений в развитие реальных секторов экономики и успешное решение многочисленных социальных проблем – достижению динамичного социально-экономического развития, стабильности и межнационального согласия.

В период экономических реформ, с 1990 по 2000 г., развитие республики замедлилось, в ряде отраслей наблюдалась стагнация. В результате чего к 1999 г. производство промышленной продукции снизилось до 36% по сравнению с 1990 г., а ввод в эксплуатацию основных средств до 12%. Резко возросло число безработных, отток населения в центральные регионы страны, в том числе и высококвалифицированных кадров…

Наши исследования показали, что одной из основных причин резкого спада объёмов промышленной продукции наряду с отсутствием необходимой инфраструктуры, тяжёлыми природно-климатическими, низкими стартовыми условиями являются негативные влияния непродуманных экономических законов, в том числе налоговая политика, в начальные периоды экономических реформ приведшая фактически не только к развалу промышленности, но и стагнации других отраслей производственной сферы региона. В особенности принятие таких регуляторных мер государства, как федеральный закон «О налоге на добавленную стоимость» (далее – закон НДС), разработанный в конце 1991 г. и спешно внедренный в действие с 1 января 1992 г. В соответствии с запущенным законом в его начальном (первозданном) виде производственные предприятия должны были автоматически увеличить стоимость выпускаемой продукции сразу на 28% (т.е. на величину НДС).

А стоимость выпускаемой на территории Тувы продукции (себестоимость) и без этой нагрузки всегда выходила большей, чем аналоги той же продукции, выпускаемые в других (центральных) регионах страны, в связи с особо сложными условиями для производственной деятельности (особенностями) природно-географического, инфраструктурного характера и другими ограничениями. Поэтому дополнительные ограничения (в виде НДС и т.п.) вкупе с действовавшими ранее естественными и искусственными трудностями оказали значительно более негативное влияние на промышленные предприятия труднодоступного региона, чем на предприятия в других регионах, и явились одними из основных причин снижения конкурентоспособности (покупательской способности) выпускаемой ими продукции. Промышленные предприятия субъекта внезапно оказывались в числе должников и закрывались.

В последующие периоды развития субъекта с целью преодоления создавшихся таким образом проблем в отраслях реального сектора экономики и создания благоприятных условий для привлечения инвестиций и инноваций в республику, разрабатывались и принимались различные меры, стратегии и программы, в том числе отраслевые.

В частности, в 1996–1997 гг. республиканскими органами власти с участием научных учреждений региона была сформирована первая концепция развития промышленности региона в новых экономических условиях [8]. В ней предусматривалось развитие реальных секторов отраслей экономики, создание обрабатывающих производств, предприятий переработки местного сырья (шерсти, шкур и т.д.), продукции сельского хозяйства с применением инноваций и добычи малотоннажных полезных ископаемых (золота, серебра, меди и т.д.). Принятие такой стратегии было связано с отсутствием необходимой транспортной, энергетической инфраструктуры и с наличием других проблем, препятствующих созданию крупных промышленных комплексов, а также с целью сохранения экологии региона.

В ходе реализации принятых концепции и программ была восстановлена производственная деятельность основных предприятий местной промышленности, в том числе кожевенно-пимокатного, кирпичного, машиностроительного и других заводов, мясокомбинатов, экспериментального предприятия народных художественных промыслов и сувениров и других. Были построены новые инновационные производства; овчинно-шубная, швейно-трикотажная фабрики, прядильное производство, ковроткацкая фабрика и другие. Начиналось производство новых высококачественных товаров народного потребления, в том числе и в обрабатывающей промышленности7. Было создано более трех тысяч новых рабочих мест. Под инновациями (ноу-хау) и инвестициями в то время понималось и культивировалось принятие и внедрение чего-то нового, передового и желательно импортного. Поэтому и новые предприятия в основном проектировались, строились под иностранное технологическое оборудование, которое и покупалось на иностранные кредиты. В частности, ковроткацкое и прядильное производства были построены с применением инновационного германского технологического оборудования, по кредитной линии «Гермес».

Можно было бы сделать вывод – концепция и программы были сформированы правильно, своевременно – и заключить, что свою миссию они выполнили. Однако выяснилось, что многие предприятия оказались в большой зависимости от иностранных заводов-изготовителей и поставщиков комплектующих и запчастей, стоимость которых дорожала с каждым днём или прекращала поставляться. В связи с чем перед промышленными предприятиями возникали ещё и новые непреодолимые проблемы, которые усугубляли и без того неимоверно большие налоги, сборы и отчисления в многочисленные государственные и негосударственные фонды. Конечно, такая ситуация была характерна и для других приграничных территорий страны. Но для Тувы все усугублялось ещё и из-за инфраструктурных (транспортной изолированности, энергодефицита) и других проблем. Вследствие чего произошли очередное прекращение производственной деятельности, банкротство и распродажа оставшихся основных фондов многих предприятий из реальных секторов экономики региона. И произошел резкий рост безработицы, социальной напряженности, снижение уровня жизни населения...

Данные факты и анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий свидетельствуют о том, что одной из основных причин развала новых, даже инновационных промышленных предприятий того периода оказалось опять же несовершенство регуляторного и фискального, особенно налогового законодательства, относительно производственных предприятий, созданных и работающих на территории проблемного приграничного региона. Эти же обстоятельства и условия явились также одной из основных причин недостижения некоторых намеченных показателей «Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года»8, таких как рост объемов ВРП, повышение уровня жизни населения до среднероссийского, в том числе и таких жизненно важных, как среднедушевые денежные доходы в месяц и др. И в настоящее время возникают проблемы при реализации «Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года» (см. табл. 1). На взгляд авторов, в том числе и из-за отсутствия необходимых законодательно-правовых условий, благоприятствующих (компенсирующих особо тяжёлые условия для производственной деятельности) интенсивному развитию промышленности депрессивного приграничного региона, для которого имеются определённые предпосылки и ресурсы.

На основании вышеизложенного, проведённых научных исследований и расчётов можно сделать выводы о том, что в современных условиях для Республики Тыва создание преференциальных режимов для индустриализации её экономики (внесение изменений в регуляторные законы, в качестве пилотного проекта) является необходимым и наиболее приемлемым механизмом обеспечения достижения основных целей (показателей) социально-экономического развития данного горного, проблемного, приграничного региона.

Создание преференциальных режимов для Республики Тыва соответствие ресурсов и целей

Главной целью создания преференциальных условий для индустриализации экономики Республики Тыва должно стать повышение уровня жизни населения за счет развития реальных (производственных) секторов экономики, создания новых рабочих мест и увеличения поступлений доходов в бюджеты всех уровней. Они должны быть выражены в конкретно измеримых показателях, сроках и подтверждены ресурсами.

В связи с чем предлагается рассмотреть возможность (варианты) обеспечения роста показателей, характеризующих уровень жизни населения, в наиболее реальных, и в то же время в максимально возможных величинах и сроках. В частности, в качестве минимума достичь уровня среднедушевого денежного дохода в сумме 25–30 тыс. руб. в месяц (средний показатель СФО), за первые 5 лет (1-й этап). В качестве минимума 2-го этапа (ближайшие 5–10 лет) – среднедушевой уровень страны: 30–40 тыс. руб. в месяц. А как наибольшую величину наметить 60 тыс. руб. (800 долл.) в месяц (среднеевропейский уровень) на 3-й этап (10–15 лет).

Примерно на такие конкретно измеримые показатели и сроки должны быть направлены задачи формирования преференциальных условий – законодательно-нормативных основ обеспечения разработки и успешной реализации программ и стратегий развития, составления мероприятий, и рассчитаны основные ожидаемые положительные эффекты от результатов их осуществления. Например, мы полагаем, что если при ВРП 52221,3 млн руб. среднедушевые денежные доходы жителей в месяц составили 14048 руб., то исходя из этих устоявшихся соотношений между величинами ВРП и среднедушевых денежных доходов населения региона можно рассчитать следующие требуемые объёмы ВРП:

– для того чтобы достичь уровня среднедушевых денежных доходов жителей в сумме 40 тыс. руб. (среднероссийский уровень), необходимо увеличить ВРП в регионе как минимум до 110–150 млрд руб.;

– а для обеспечения роста среднедушевых денежных доходов жителей региона до 800 долл. в месяц (среднеевропейский уровень) необходимо увеличить валовой региональный продукт до 350,0 млрд руб.

Существуют ли в данном субъекте России такие возможности и ресурсы?

Данные, полученные в результате изучения имеющихся научных трудов учёных, разработок научных учреждений, рассмотрения периодов развития Республики Тыва, результатов практической работы предприятий и отраслей промышленности, а также результаты данного исследования показывают, что такие ресурсы и возможности в данном регионе имеются. Совокупная ценность природных и минеральных ресурсов, находящихся на территории региона, превышает 90 трлн долл. США, а разведанных запасов минерального сырья в залежах разнообразных полезных ископаемых (предлагаемых к освоению) – 4 трлн долл. США [8].

И начиная с 2008 г. наблюдается рост частных инвестиций в создание крупных промышленных предприятий по освоению богатейших месторождений природных и минеральных ресурсов. Так, за 2008–2019 гг. компаниями инвестировано более 49 млрд руб. в экономику региона. За последние три года в 1,8 раза увеличились фактические поступления налогов в бюджеты от крупных инвестиционных промышленных предприятий, функционирующих в Туве.

Заключение

На основании проведённого исследования можно сделать следующие выводы и предложения: – одной из основных причин резкого спада объёмов промышленной продукции в Республике Тыва, наряду с отсутствием необходимой инфраструктуры, тяжёлыми природно-климатическими, низкими стартовыми условиями, является негативное влияние непродуманных экономических законов, в том числе, и особенно, налоговых (регуляторных мер государства) в начальные периоды экономических реформ, приведших к деиндустриализации экономики региона;

– перспективы динамичного социально-экономического развития проблемного горного субъекта России – Республики Тыва, в том числе возможности существенного повышения объёмов ВРП, уровня жизни населения, в значительной мере зависят от создания преференциальных законодательно-правовых условий для индустриализации её экономики, для которой имеются определенные предпосылки, ресурсы, потенциал и востребованность.


Список литературы

1. Балакина Г.Ф., Анайбан З.В. Социально-экономические процессы в Республике Тыва в 2015–2021 гг. Природные ресурсы, среда и общество. 2022;(3):31–41. https://doi.org/10.24412/2658-4441-2022-3-31-41

2. Бодрунов С.Д. Задачи и перспективы перехода России на новую стадию индустриального развития. В кн.: Урал – драйвер неоиндустриального и инновационного развития России: материалы 1-го Уральского экономического форума, г. Екатеринбург, 24–25 окт. 2019 г. Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет; 2019. Т. 1. С. 3–16.

3. Велкова В.А. Региональное развитие и управление комплексным социально-экономическим развитием дотационного региона. Вестник Чувашского университета. 2009;(4):381–387. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/kycyjf

4. Веселова Э.Ш. Что делает Татарстан успешным регионом. ЭКО. 2015;(1):5–25. Режим доступа: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/917/540

5. Galbraith J.K. Economics and the Public Purpose. Boston: Houghton Mifflin; 1973. 334 p.

6. Bell D. The coming of post-industrial society: A venture of social forecasting. New York: Basic Books; 1973. 507 p.

7. Балакина Г.Ф. Проблемы реиндустриализации в Республике Тыва. Экономика. Профессия. Бизнес. 2018;(3):24–28. https://doi.org/10.14258/201835

8. Лебедев В.И., Ооржак Э.Х. (ред.). О концепции промышленного развития Республики Тыва: Материалы Респ. расширенного науч.-практ. совещ. Кызыл: ЦКП ТувИКОПР; 1997. 87 с.