Технико-экономическое обоснование нормирования скорости движения на автомобильных дорогах горнодобывающих предприятий
А.С. Афанасьев1 , А.М. Егошин2, С.В. Алексеев3
1 Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
2 Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
3 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Russian Mining Industry №1 / 2025 p. 82-87
Резюме: Предлагается методика технико-экономического обоснования нормирования скорости движения на автомобильных дорогах горнодобывающих предприятий. Эта методика дает возможность оценки экономии и затрат при введении ограничений скорости движения транспортного средства. Обоснование проводится благодаря расчету составляющих затрат и экономии денежных средств, которые впоследствии сравниваются друг с другом. Положительное решение о введении нормирования скорости принимается при положительной разнице между экономией и затратами. Использование методики позволяет не только улучшить уровень безопасности на дорогах и снизить риски аварийных ситуаций, но и рассчитать экономию денежных средств. Были проведены исследования нормирования скоростей движения на Зашуланском угольном месторождении. При этом протяженность дорог предприятия составляла 24,3 км. Для обоснования нормирования скоростей были проведены их замеры. Проведенный эксперимент показал, что нормирование скорости позволило: 1 – повысить безопасность дорожного движения практически на 15% и 2 – получить значительную абсолютную нормированную экономию денежных средств при введении данных мероприятий на дорогах горнодобывающего предприятия в размере 5,2 млн руб.
Ключевые слова: технико-экономическое обоснование, нормирование скорости, повышение безопасности дорожного движения, дороги горнодобывающих предприятий
Для цитирования: Афанасьев А.С., Егошин А.М., Алексеев С.В. Технико-экономическое обоснование нормирования скорости движения на автомобильных дорогах горнодобывающих предприятий. Горная промышленность. 2025;(1):82–87. https://doi.org/10.30686/1609-9192-2025-1-82-87
Информация о статье
Поступила в редакцию: 08.11.2024
Поступила после рецензирования: 09.01.2025
Принята к публикации: 10.01.2025
Информация об авторах
Афанасьев Александр Сергеевич – кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой транспортно-технологических процессов и машин, Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация; e-mail: a.s.afanasev@mail.ru
Егошин Алексей Михайлович – доктор технических наук, доцент, профессор кафедры управления и экономики, Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация; e-mail: al-ego@yandex.ru
Алексеев Сергей Викторович – кандидат военных наук, доцент высшей школы промышленно-гражданского и дорожного строительства, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация; e-mail: sergeyaleks1966@gmail.com
Список литературы
1. Ботян Е.Ю., Лавренко С.А., Пушкарев А.Е. Методика уточненного расчета межремонтного периода элементов подвески карьерных автосамосвалов посредством учета горнотехнических условий их эксплуатации. Горная промышленность. 2024;(1):71–76. https://doi.org/10.30686/1609-9192-2024-1-71-76 Botyan E.Y., Lavrenko S.A., Pushkarev A.E. Methodology for refined calculation of mean time to repair of mining dump truck suspension elements with account of mining and technical conditions of their operation. Russian Mining Industry. 2024;(1):71–76. (In Russ.) https://doi.org/10.30686/1609-9192-2024-1-71-76
2. Бабырь Н.В., Габов В.В., Носов А.А., Никифоров А.В. Особенности конструкции и технологии работы выемочного модуля для угольных месторождений Российской Арктики. Горный информационно-аналитический бюллетень. 2024;(6):5–16. https://doi.org/10.25018/0236_1493_2024_6_0_5 Babyr N.V., Gabov V.V., Nosov A.A., Nikiforov A.V. Features of design and work method of mining module at coal deposits in the Russian Arctic. Mining Informational and Analytical Bulletin. 2024;(6):5–16. (In Russ.) https://doi.org/10.25018/0236_1493_2024_6_0_5
3. Malozyomov B.V., Martyushev N.V., Babyr N.V., Pogrebnoy A.V., Efremenkov E.A., Valuev D.V., Boltrushevich A.E. Modelling of reliability indicators of a mining plant. Mathematics. 2024;12(18):2842. https://doi.org/10.3390/math12182842
4. Botyan E.Y., Lavrenko S.A., Pushkarev A.E. Evaluation of complicated mining exploitation conditions influence on service life of open pit trucks suspensions with remote monitoring systems. International Journal of Engineering. 2024;37(11):2268– 2275. https://doi.org/10.5829/ije.2024.37.11b.12
5. Сафиуллин Р.Н., Сафиуллин Р.Р., Сорокин К.В. Метод оценки и прогнозирования технического состояния ресурсных элементов карьерных самосвалов на основе контрольных карт Шухарта. Горный информационно-аналитический бюллетень. 2024;(7):111–124. https://doi.org/10.25018/0236_1493_2024_7_0_111 Safiullin R.N., Safiullin R.R., Sorokin K.V. Assessment and prediction of technical condition of dump truck life components using the Shewhart control charts. Mining Informational and Analytical Bulletin. 2024;(7):111–124. (In Russ.) https://doi.org/10.25018/0236_1493_2024_7_0_111
6. Махараткин П.Н., Абдулаев Э.К., Вишняков Г.Ю., Ботян Е.Ю., Пушкарев А.Е. Повышение эффективности функционирования карьерных автосамосвалов на основе обоснования их рациональной скорости с помощью имитационного моделирования. Горный информационно-аналитический бюллетень. 2022;(6-2):237–250. https://doi.org/10.25018/0236_1493_2022_62_0_237 Makharatkin P.N., Abdulaev E.K., Vishnyakov G.Yu., Botyan E.Yu., Pushkarev A.E. Increase of efficiency of dump trucks functioning on the basis of justification of their rational speed by means of simulation modeling. Mining Informational and Analytical Bulletin. 2022;(6-2):237–250. (In Russ.) https://doi.org/10.25018/0236_1493_2022_62_0_237
7. Cao Y. Analysis of accident source and preventive measures in local coal mine. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2019;237(3):032082. https://doi.org/10.1088/1755-1315/237/3/032082
8. Afanas’ev A.S., Egoshin A.M., Alekseev S.V. Justification of logistical approach application in road safety management. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2018;194:072001. https://doi.org/10.1088/1755-1315/194/7/072001
9. Oladimeji D., Gupta K., Kose N.A., Gundogan K., Ge L., Liang F. Smart transportation: An overview of technologies and applications. Sensors. 2023;23(8):3880. https://doi.org/10.3390/s23083880
10. Keropyan A.M., Kuziev D.A., Krivenko A.E. Process research of wheel-rail mining machines traction. In: Radionov A., Kravchenko O., Guzeev V., Rozhdestvenskiy Y. (eds) Proceedings of the 5th International Conference on Industrial Engineering (ICIE 2019). Springer, Cham; 2020, рр. 703–709. https://doi.org/10.1007/978-3-030-22063-1_75
11. Kouziyev D., Krivenko А., Chezganova D., Blumensteiun V. Sensing of dynamic loads in the open-cast mine combine. E3S Web of Conferences. 2019;105:03014. https://doi.org/10.1051/e3sconf/201910503014
12. Zhao P., Li Y., Han B., Yang R., Liu Z. Integrated optimization of rolling stock scheduling and flexible train formation based on passenger demand for an intercity high-speed railway. Sustainability. 2022;14(9):5650. https://doi.org/10.3390/su14095650
13. Louadah H., Papadakis E., McCluskey T.L., Tucker G. Supporting the management of rolling stock maintenance with an ontology-based virtual depot. Applied Sciences. 2024;14(3):1220. https://doi.org/10.3390/app14031220
14. Gurmai L., Kiss P. A comparative study of destructive effects resulting from road profile acting on off-road towed vehicles. Journal of Terramechanics. 2019;81:57–65. https://doi.org/10.1016/j.jterra.2018.06.002
15. Doroshin I., Jadanovskiy B., Kazaryan R. Methodology for economic substantiation of assessment of the integrated use of organizational and technological solutions for land allocation for road and bridge construction. E3S Web of Conferences. 2023;460:09011. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202346009011
16. Levkovich O., Rouwendal J., van Marwijk R. The effects of highway development on housing prices. Transportation. 2016;43(2):379–405. https://doi.org/10.1007/s11116-015-9580-7
17. Zheng S., Jiang C., Wang K. Climate change adaptation projects of transport facilities: is a demonstrator necessary? Annals of Operations Research. 2024. https://doi.org/10.1007/s10479-024-06010-8
18. Ryazanova O., Timin A. Assessment of the state, threats and risks of the economic security system of motor transport enterprises of the Kirov region. Transportation Research Procedia. 2022;63:1121–1130. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2022.06.115
19. Kholiyarov N.A. Criteria for assessing economic safety in the field of motor vehicles. European Journal of Humanities and Educational Advancements. 2022;3(3):211–215. Available at: https://www.scholarzest.com/index.php/ejhea/article/view/1974 (accessed: 19.10.2024).
20. Bakhaev P.K. Automated control of unmanned truck for transport complex of mining industry. Journal of Physics: Conference Series. 2019;1333(5):052001. https://doi.org/10.1088/1742-6596/1333/5/052001
21. Pawelczyk M. Contemporary challenges in military logistics support. Security and Defence Quarterly. 2018;20(3):85–98. https://doi.org/10.5604/01.3001.0012.4597